Zum Inhalt springen

  Журнал "Капитан"
  №1 2016

Журнал "Капитан": Запасайтесь теплом!

Моторные яхты и катера, белоснежные парусники, небольшие буксировщики — все многообразие маломерных судов в первую очередь ассоциируется с роскошью, бесконечным комфортом и лихими виражами на воде. Когда потенциальный покупатель смотрит на катер, он мысленно переносится на борт, в самое сердце шторма, на гребень волны, тянущейся за буксировщиком, или, напротив, в тихую гавань, где можно помедитировать с удочкой. Эти призраки будущего так манят и отвлекают, что человек зачастую забывает о простых бытовых вещах — о скромных работягах, которые отвечают за ваш комфорт на борту. Не будем перечислять все важные судовые системы — остановимся на обогреве.

Отдых на воде воспринимается как увлекательное времяпрепровождение в кругу друзей и семьи, под лучами палящего солнца, в купальнике, с большой панамой на голове и с бокалом прохладительного напитка в руке. Такими идиллическими картинками пестрят журналы и каталоги, плакаты и сайты. Эта морская «дольче вита» подразумевает только комфорт и исключает какие-либо неудобства.

Даже покупатели больших моторных яхт (на борту которых присутствует немыслимое количество систем) иногда с удивлением обнаруживают, что дорогущий кондиционер за время эксплуатации судна не включался ниразу, а если и включался, то только на обогрев. Отдельные производители небольших катеров уже достаточно давно предлагают различные отопительные системы, но ими, как уже сказано, обычно пренебрегают. В то же время, многие модели вообще не предполагают наличия хоть какогото обогревателя (ни в стандартной, ни в дополнительной комплектации). Что же делать и кто виноват?

Талантливые люди уже давно придумали небольшие керосиновые, газовые, бензиновые и дизельные отопительные системы. Изначально все это многообразие разрабатывалось для обогрева небольших изолированных помещений, потом перекочевало на автомобили и уж затем, как это обычно бывает, очутилось на лодках. В чем их прелесть, почему без них нельзя и куда шагнул прогресс, будем разбираться на примере работающего на бензине автономного воздушного отопителя Airtronic B4 известного немецкого производителя Eberspacher.

Начнем, как водится, с начала — с технических характеристик: длина 376 мм, ширина 140 мм, высота 150 мм и 4,5 кг «живого» веса. Устройство более чем компактное, и «воткнуть» его получится даже в небольшой свободный рундук. Рабочее напряжение — 12 В, а максимальная мощность нагрева 3,8 кВт. Расход топлива в режиме поддержания заданной температуры (если двигатель или двигатели — бензиновые, то «питается» отопитель из основного топливного бака судна) примерно соответствует «народной формуле» — стакан в час, а именно — 0,29 л/ч, что вполне экономично. В стандартной комплектации отопитель оснащается мини-регулятором мощности (не всегда же нужно топить «по-черному»), но его можно заменить на более интересные устройства, о которых расскажу ниже. Кроме того, имеется целый ворох хомутов, патрубков, переходников и других необходимых для монтажа отопителя вещей. С установкой справился бы и ребенок, если бы не один нюанс — «коварство» производителей катеров. Чтобы установить дефлекторы в нужных местах, подключить к ним шланги и не повредить при этом само судно, приходится прикладывать невероятные усилия. Переборки, структурные элементы, кабели других систем — необходимо проявлять чудеса акробатики и постигать вершины дзен-буддизма. К чести профессиональных установщиков следует отметить, что со всеми этими проблемами они справляются. Что же на самом деле может Airtronic и кому он нужен? Давайте посмотрим. Более или менее универсальная формула для расчета необходимой мощности обогревателя — 200 Вт на 1 куб. м. Объемы на лодках меньше, нежели в «нормальных» помещениях, так что мощности B4 хватит для обогрева внутренних помещений и даже открытого кокпита на лодках длиной до 30 футов. Работает B4 практически бесшумно и не будет мешать вашему отдыху, даря лишь тепло и уют. Причем делает он это как в движении, так и на стоянке с заглушенным двигателем. Более того, помимо обогрева, он может выполнять и функцию вентилятора в теплые дни.

Для любителей новых технологий, а также для тех, кто предпочитает приходить сразу в теплый «дом», можно установить системы управления из серии EasyStart. Они позволяют задать режимы работы, задержку включения, дистанционное управление и — куда же без этого — управление с помощью приложений для iOS и Android.

В надежности немецких устройств мало кто сомневается, и к Eberspacher это относится в той же мере. Впрочем, если и случилось нечто непредвиденное (как правило, по причине неправильной эксплуатации), не стоит переживать. Прелесть отопителей Eberspacher в том, что они состоят из разных модулей, подлежащих замене, что оборачивается быстрым и недорогим ремонтом. Отопители других производителей частенько грешат монолитностью конструкции, ремонт которой и дороже, и сложнее.

В зависимости от размера судна и типа двигателя можно выбрать и другие модели отопителей Eberspacher. В линейке Airtronic представлены бензиновые мощностью от 2,2 до 5,5 кВт и дизельные — от 2,2 до 8 кВт, что позволит обеспечить теплом суда длиной до 60 футов.

Также можно взглянуть на линейку устройств Hydronic. Это автономные жидкостные отопители для создания настоящего домашнего уюта на борту. Равно как и их «воздушные собратья», эти отопители могут работать на разных видах топлива и отличаются мощностью нагрева. Жидкостные отопители особенно популярны в регионах с прохладным климатом, так как дольше сохраняют тепло благодаря радиаторам. Но они существенно сложнее в установке и требуют больше места.

Подводя итог, можно лишь сказать, что если у вас еще нет отопительной системы на борту — самое время поставить Airtronic B4 (или чего помощнее). Сезон уже на носу, и вполне еще можно успеть. Даже вдали от цивилизации у вас на борту будет сухо и уютно. Запасайтесь теплом.

Источник Журнал "Капитан"